Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
12:39 

Вселенская дурь

Сегодня, 28 марта, у меня своего рода годовщина. Именно в этот день я когда-то давно первый раз увидел Дилогию, и для меня началось то, что впоследствии получило название "эпохи отроков".

Точного года я не помню. Кажется, я учился не то в 6м не то в 7м классе. Про фильм я услышал еще раньше, промелькнуло где-то сообщение, что кто-то у нас снял фантастический фильм для детей, но я поначалу не запомнил даже названия. Узнавать что-то больше было бесполезно - в те времена СМИ не интересовались такими темами. Но потом счастье само нашло меня - совершенно случайно в руки мне попался древний журнал "Пионер", гле был фоторепортаж со съемок "Отроков во вселенной". Конечно, это была сенсация, и это прочно заняло мои мысли на ближайщие месяцы и, как выяснилось потом, на ближайшие годы. Журнал я увел благополучно у друга, а потом по-наглому "зажал". Он до сих пор хранится у меня и почти не пожелтел. Кстати, статья на сайте Миелофон.ру "Космолет стартует из Ялты" - именно с этого журнала. То есть именно с него, моего, и прислана мною. Я давно и тщетно искал возможности увидеть фильм, но поймать его тогда было трудно - в кино показывали редко - фильм уже старый, а видео в то время еще не изобрели.

Следующая Благая Весть наступила уже ближе к премьере. Гуляя с другом, мы добрели до нащего ленинградского (в то время) кинотеатра "Максим", и афиша возле билетных касс открыла новый этап истории для меня. Эту афишу я помню до сих пор: кадр из фильма, как раз после приземления капсулы, Варя, Козелков и Федька как раз кричит: "Мы здесь первые!.." Фотограф поймал кадр, когда Федька стоит с раскинутыми руками, как будто хочет объять весь мир. (Извините, кадр привести не могу - до сих пор не имею цифрового варианта ОВВ. Может, кто-нибудь поможет?). Выглядит весьма романтично и монументально. Тем более, я в тот момент был не курсе того, что действительно происходит в этот момент в фильме, и впечатление было просто удвоенной силы. Болезнь еще не прогрессировала, но инкубационный период уже начался: потом я несколько раз приезжал к кинотеатру именно чтобы посмотреть на этот плакат. Один, без друзей - я хорошо понимал, что меня сочли бы ненормальным. Тем более что так и было.

Еще одна, совершенно дикая подробность. Перед прогулкой мы слушали советскую пластинку Маккартни с четыремя песенками - тоже очень древнюю, и мне в голову запала песня Eat at Home и крутилась не переставая. Выглядит совершенно по-идиотски, но это так: эта песня буквально приросла к тем событиям, стала для них почти "саундтреком", хотя казалось бы, ну ни малейшей связи между ней и фильмом усмотреть нельзя. Но тем не менее. Иногда такое случается. В моей биографии такое бывало и раньше и позже, когда какая-то музыка "прилипает" к книге, фильму, просто происходящему вокруг. Я могу назвать несколько таких саундтреков, но для посторонних это будет полнейшей дичью. Тем не менее, Федька Лобанов, раскинувший руки в порыве обнять мироздание и песня Маккартни Eat at Home сплелись воедино.

И вот великий день 28 марта настал! Школьные весенние каникулы, 1го апреля в школу. Кинотеатр "Максим", детский утренник, 10 часов. Пасмурная погода, поздняя весна, слякоть. День недели был не то вторник не то среда, как сегодня. Вспоминаю, что перед сеансом съел мороженное "Шоколадный батончик с орехами", 28 копеек. Сам сеанс стоил не то 10 не то 20 копеек - дешевле мороженного.

Еще помню, что показывали в качестве "журнала" - какой-то кукольный мультик, сделанный не то таджиками не то узбеками, восточные сказки. Помню его целиком, сюжет, героев и даже некоторые фразы до сих пор в голове. Все, кроме названия.

Итак, это были, как ни странно, "Отроки". Начинал я с них, а "Москву" удалось увидеть месяца через три маниакального отслеживания кинорепертуара всех кинотеатров города.
И вот, в такой замечательный день и случился "сдвиг крыши" - конкретно и надолго. Из зала я вышел другим человеком. Впервые в жизни я увдел нормальный фантастический фильм, да еще отечественный, и главное - героями были, можно счтать, мои сверстники, в пионерских галстуках. Они, а не взрослые совершали межзвездный полет по всем законам фантастического жанра, с использованием соответствующих технических реалий и терминологии. Тогда не было слова "фанаты" и "фанатеть", но то, что случилось со мной было именно "фанатение". Полное погружение в МИР ФИЛЬМА.

Именно в МИР. Что интересно, более всего восторг во мне вызывал не сюжет, не фабула - к этому я как раз отнесся спокойно, а мир, обстановка, антураж, атмосфера фильма - то, что создает его локальное мироздание. Совершенно потрясала тщательность проработки антуража, интерьеров, каждого предмета - согласитесь, в нашем кино это был первый опыт такого серьезного создания несуществующего мира - так, чтобы зритель поверил в его существование. Внутренее устройство "Зари" представлялось ослепительным дворцом, перед которым меркли эрмитажи и лувры.
И конечно же герои, в первую очередь они. Все это сложилось в "дивное художественное полотно", которым просто нельзя было не восхищаться, нельзя было не думать о нем, нельзя было не жить в нем. Наверное, меня поймут "толкинутые" - это был мой Толкиен тех времен...

Судьба преподнесла мне подарок - в каникулы детские утренники устраивались в особенном изобилии, и фильм показывали не один а целых два дня подряд. Легко догадаться, что назавтра я снова был на сеансе - было немыслимо представить, чтобы я это пропустил. Идти надо было тайком от родителей - они никогда не одобряли мою любовь к фантастике, для них это был жанр даже не второго сорта, а гораздо дальше, да еще два дня подряд на один фильм - меня бы сочли больным (я им уже и был) и никуда бы не пустили. Короче, и на следующий день праздник продолжился. Да еще приумножился - в зале я встретил друга-одноклассника и с радостью узнал, что он, как и я, тоже здесь второй день, у него тоже съехала крыша, хотя и не так интенсивно. На долгие годы я обрел "собрата по несчастью". Единственного - остальные над моим фанатением смеялись, и это вполне понятно.

А когда мы с другом посмотрели "М-К", то все вообще встало на свои места. То есть крыша надежно закрепилась в сдвинутом положении, которое начало восприниматься как норма жизни. Первая часть оказалась куда круче второй. Я не знаю, почему так, но я до сих пор в этом уверен. Возможно, потому, что самое ценное - м и р фильма - проработано именно в М-К. То, что брало за душу больше всего - потрясающее сочетание домашнего, земного и небесного, звездного, вселенского. Школа, тетрадки-дневники-портфели, девчонки-сплетницы с косичками и в белых гольфах, и тут же, бок о бок - фотонные двигатели, искусственная гравитация, индивидуальные средства передвижения в открытом космосе, бесконечность вселенной, водородный выброс гигантской звезды и гиперпространственный скачок. Фильм нес неповторимое ощущение глобальности, космичности всего что с происходит в жизни, казалось бы, самого обычного человека, наполнения обыденности жизни неким новым, вселенским смыслом. Это нечто сродни нашему русскому "космизму" Рериха, Циоковского, Вернадского (хотя в то время я конечно ничего о них не знал), что-то сродни величественности нового звездного человечества Ефремова - вполне возможно, что и сами авторы закладывали в фильм именно такие идеи и обратили взоры именно на эти имена... Во второй части все это уже некоторым образом спряталось за "боевиковой" авантюрностью сюжета, за приключениями на чужной планете. Или я уже тогда чувствовал, что сюжет ОВВ, мягко говоря, слабоват... Бунт роботов и экспорт революции (в том числе на другие планеты) - это все известно было еще в 30е годы.

С тех пор нашим хобби стало отлавливать фильмы Дилогии во всех кинотеатрах, в каком бы конце города они не находились. Сколько раз мы посмотрели фильмы, я сказать не могу, но наверное, раз по десять каждый, не меньше.

Позже мы прочли в "Пионерской правде" интервью с Викторовым (я бы сейчас его с интересом перечел, но видно, оно уже утеряно безвозвратно), где он сказал буквально: мы собираемся снимать фантастику и дальше и будем рады, если ребята пришлют свои идеи, предложения, сценарии. Мы с другом слепили сценарий, совершенно немыслимый, и даже отпечатали одним пальцем на машинке и послали письмом. Потом долго ждали ответа, пока не устали ждать.

Потом фильмы стали показывать по ТВ, обычно к 12 апреля, но видео все еще не изобрели. Тем не менее я сообразил записать звук на обычный магнитофон, сначала только музыку, а потом и всю дорожку, и слушал почти до полного зазубривания.

С годами время, конечно, погасило пылание фанатского огня, но те времена я я помню с нежной любовью. И фильмы тоже до сих пор люблю, хоть они уже и не вызывают такого экстаза. Хотя знаю их почти по кадрам и помню едва ли не все реплики персонажей. Иногда, в день 28 марта (или в ближайшие выходные), я прихожу к кинотеатру "Максим", в плеере играет Eat at home, поставленная на цикл... Вот такая вселенская дурь!

12:02 

Иногда можно прочесть и такое. Но настоящему фанату и такое интересно.

О ВАМПИРАХ И СТЕРЕОТИПАХ

Вдруг сообразил, что пресловутые стереотипы романов о вампирах - я бы сказал, архетипы! - гораздо распространеннее. Взять, к примеру, детское кино про отроков во Вселенной. Что мы имеем? А имеем мы полный набор вампирических архетипов. В основном, конечно, тех, которые идут прямо от Стокера - нашего вдохновителя и просветителя в этой теме. Ну, например:
Дети забрели в чужое, чуждое, странное место. Выясняется, что тут обитают некие существа - на поверку это не живые (на слово "живой" они реагируют крайне болезненно - " Вы ЖИВЫЕ?.. Вы будете счастливыми."). Они и не мертвы (так как имитируют живых - ходят, говорят, потребляют энергию -"питаются"...). Они имеют почти человеческий вид - но не совсем. Они обладают огромной силой (первое, что поражает героя Стокера в Дракуле, еще когда он принимает его просто за кучера). Кожа их бледна, а у Вершителей глаза обладают какими-то особыми свойствами - помните эти призмы и линзы?..

Обиталище их скрыто под землей. Если они до крика петуха не успеют подзарядиться - сдохнут. Из Живых они выкачивают квинтэссенцию жизни, человеческую сущность, превращая Живых - в свое подобие, в Немертвых (Undead). Кстати, машина для осчастливливания - также типичный гроб...

Есть у них и классический вампирский Зов ("Зов Роботов"), и способность являться туда, где их не ждут - пусть не в виде туманного облачка, а через транспортные столбы...

А первое появление их предваряют, как и положено, животные - пусть не волки, не совы, не нетопыри и не прочая земная нечисть, а странные "детёныши стрекозоидов" - яйцевидной формы штуки, с чириканьем катящиеся по холмам, - но животные...

Итак, герои в Замке. В подземном логовище, склепе, на кладбище (на Варианне давно нет Живых). Неосторожное - явно магическое по сути! - действие Лба вызывает из столба (типичное надгробие, дети сами его так определяют!) двух странных бледнокожих существ, изъясняющихся свистом (а Дракула говорил с волками - выл с башни). Они забирают детей в подземелье и запирают там, как был заперт Джонатан Гаркер у Стокера. Как и Джонатан, дети получают все необходимое (их развлекают и поят "манговым соком" лилового цвета), но как и Джонатан, дети - это лишь будущие жертвы вампиров.

Джонатан Гаркер пытался бежать из замка Дракулы. Пытаются сделать это и дети, и с таким же результатом. Гаркер понимает суть своего хозяина окончательно из слов несчастной матери, горюющей во дворе замка - дети узнают страшную правду от отца Агапита и, затем, от Середы, являющегося в типичном магическом шаре.

Как Немертвые спят днем в своих гробах, так и роботы иногда застывают без энергии. См. разговор с Исполнителем на пункте питания и пр.

Наконец, как покончить с вампиром? Забить кол в его сердце. В фильме роль кола исполняет Гвоздь - из тех, Которые Любил Забивать Михаил Капаныгин (на что делается особый упор еще в первой серии). А роль сердца играет ядерный реактор - источник питания вам... роботов. О магической и сакральной сущности гвоздя написано столько, что повторяться я не стану... Между прочим, отразить удар сторожевого автомата на зарядной станции помогает зеркальце - опять же типично магический предмет, с которым вампиры, как известно, не в ладах; Дракула даже отобрал зеркальце у Джонатана...

Ну и так далее, там еще много совершенно непосредственных аналогий.
Иначе говоря, "Отроки во вселенной" на самом деле - вампирская история...

В.Козявин

(издание "Задушевная Жаба", "КЛУБ-801")

10:42 

По местам былых сражений


(дурь! дальше никому не читать!)
или о посещении сакрального места, именуемого кинотеатр "Максим", пребывающего на Ланском шоссе (быв. пр.Смирнова),35, в коем в день 28го марта, год не помню, началась моя Эпоха Отроков.

Посещение произошло в 31.03.2007, то есть почти в годовщину. Eat at home исправно исполнялось всю дорогу. (см. предыдущую запись). За качество фото извините, снималось дешевым мобильником.
Кинотеатр "Максим". Мы приближаемся.
Крыльцо и главная дверь. Сюда я вошел в Тот День. Но сначала - в кассу. Идем дальше, за угол.
Двери кассы уже видны. В Тот День очередь была на улице и дотягивалась до этого места.
Эти двери закрыты уже много лет. Справа, в витрине я как раз и увидел ту афишу с Федькой, обнимающим вселенную. Все витрины были заполнены рекламными щитами, ни одной пустой не было. (На всякий случай поясняю: надписи на стене про Девочку-Лучик Тогда тоже не было...)
Нет, сегодня нам не суждено купить билет и войти в Зал... Что нам остается? Посмотрим налево. Отсюда мы пришли.
Обогнем кинотеатр сзади и посмотрим с другого бока.
Бросим прощальный взгляд на угол кинотеатра и кассы. Это наша Стена Плача...
Общий вид
Напротив кинотеатра, через Ланское шоссе отгрохали роскошный жилой комплекс
Вот он, Мир Будущего. Только к Кассиопее уже никто не полетит.
Сентиментальная прогулка с мечтаниями, воспоминанями, рыданиями и стенаниями благополучно завершилась. Выключаем Eat at home, ставим другую музыку и идем гулять по городу.


@музыка: Paul Mccartney - Eat at home

13:31 

У меня теперь есть фильмы:

Москва-Кассиопея
Отроки во вселенной
Туманность Андромеды
Звездный инспектор
Планета бурь
Молчание доктора Ивенса


13:58 

Попытался выудить из "Отроков" тот самый кадр, что был на афише - Федька стоит, раскинув руки. И обнаружил, что в фильме такого кадра нет. Видимо, на афишу поместили фото какого-то рабочего момента, не вошедшего в фильм.
Вот кадр самый близкий:


Федор совершенно не в той позе, но Павел и Варвара стоят там же и в том же положении, как стояли и на плакате.

20:55 

ИНТЕРПРЕССКОН - 2007

Не далее как 5го мая я посетил мероприятие с таким названием. Это один из так наз. "конвентов" - сборищ писателей-фантастов, издателей, фанов и просто тусующихся личностей, на которых можно обменяться опытом, увидеть знакомые лица, удостоиться всяческих наград и т.д. Ну, и естественно, поучаствовать в семинарах и прочих мероприятиях, включая различные возлияния. Коны проходят преимущественно в Москве, есть еще где-то на Волге. Интерпресскон - единственный конвент северо-западного округа, происходящий в ленинградской области в первые выходные мая каждого года. Основателем и движущей силой ИПК является бессменный его организатор, энтузиаст и подвижник, фан со стажем Александр Сидорович (а теперь по совместительству и главный редактор издательства "Лениздат"), отчего мероприятие также иногда зовут "Сидорконом".

Для полноценного участия в коне необходима аккредитация и оплата, просто люди с улицы не допускаются. Однако в один из дней (как правило, суббота) любой желающий может появиться на коне и посетить любые мероприятия.

ИПК образовался в 91 г. (если не ошибаюсь) и медленно кочевал по живописным местам ленобласти, пока наконец не обосновался в самом живописном - пансионате "Дюны", неподалеку от Сестрорецка.



Подробнее про ИПК можно прочесть на его сайте: http://rusf.ru/interpresscon/2007/. Там же можно увидеть и программу мероприятий этого года. В день моего визита, субботу 5 мая, программа была следующей:



10.00-11.00 Завтрак

В течение дня Художественная выставка молодых художников

В течение дня Книжная ярмарка

11.30-14.00 Творческая студия А.Балабухи.

11.00-12.00 Круглый стол по фанткритике

12.00-14.00 Круглый стол "Взаимосвязь отечественной фантастики и ролевых игр"

13.00-14.00 Презентация издательства "Лениздат"

14.00-15.00 Обед

15.00-16.00 Подведение итогов конкурса молодых художников.

15.00-17.00 Презентация кинокомпании "Централ Партнершип". Круглый стол с писателями и кинопродюсерами.

15.30-16.30 Семинар по фантастиковедению.

16.30-17.30 Презентация журнала "Полдень, XXI век"

18.00-19.30 Торжественное вручение премий "Интерпресскон", "Бронзовая Улитка", "Полдень", "Бронзовый Икар - 2007" и других литературных наград.

20.00-23.00 Торжественный банкет



Встаем рано, едем до Старой Деревни, там садимся на маршрутку 305б (изрядная очередь, попал только на третью машину, почти час стояния), которая примерно за полчаса довозит по берегу Финского залива до Сестрорецка, потом чуть дальше. Высаживаемся, дальше пешком. Кругом почти глухой лес. "Дюны" расположены в необычайно живописных местах, сюда просто приехать отдохнуть - удовольствие, не то что на конвент.





Посмотрим вслед уезжающей маршрутке


Наш путь лежит в лес


Мы почти пришли...


Пансионат "Дюны", главное здание. Здесь и происходят все мероприятия.






Из-за легкого опоздания я не попал на первые мероприятия, а только на презентацию "Лениздата".



(продолжение следует)

@темы: ИПК

19:30 

ИНТЕРПРЕССКОН 2007 часть 2

Входим в главное здание пансионата "Буревествник":


В вестибюле - книжная торговля

Сборник наших фантастов, выпущенный специально к ИПК. На обложке в скафандре нарисован сам А.Сидорович.

Коридор от вестибюля к столовой и актовому залу. По нему идут писатели... Слева - С. Логинов.

Бар. Джентльмены пьют и закусывают. Все в футболках ИПК-2007

На стене коридора - выставка рисунков к произведениям И. Ефремова. А этот рисунок должен быть кое-кому очень знаком :)))


19:45 

ИНТЕРПРЕССКОН - 2007 часть 3

Теперь немного о мероприятиях.

Из всех самым интересным был пожалуй "семинар по фантастиковедению", на котром выступил писател Александр Белаш с докладом "О боязни идей в нашей фантастике". Доклад острый, содержательный, а главное, внятный, что нечасто услышишь. Согласно автору, в нашей фантастике напрочь отсутствуют идеи, и это печальный факт.
Я хотел задать множество вопросов, например, что автор понимает под словом "идея" и почему отсутствие идей - это плохо. Но из-за сдвига времени прения по докладу свернули, а жаль.

В честь 100-летия И.А.Ефремова был специальный семинар по его творчеству, даже с презентацией через ноутбук и проектор. Я ухитрился скачать у докладчика его презентации, и скоро выложу :).

Вокруг здания тусуется народ:







18:18 

ИНТЕРПРЕССКОН-2007

Буквально в двух шагах от пансионата - залив и очаровательный в своей пустынности и заброшенности пляж.







Гибнущие цивилизации всегда оставляли после себя надгробные памятники...


Если это вышка для прыжков, то где же вода?




11:49 

Коля Васин, величайший битломан всея Руси






11:52 

Писательница Татьяна Устинова








15:26 

Статья об Ирине Поповой-Савиной

11:27 

Выставка MusicMesse. Кот дает интервью








11:29 

Выставка MusicMesse. Кот играет на Роланде








19:10 

Итак, энциклопедия Дилогии. Перечень статей.

Добавляйте, если что пропущено.

читать дальше

12:20 

МЫ ПЕРЕЕЗЖАЕМ

В этой комнате я работал почти 10 лет.
Теперь она пуста. Голые стены, на полу - мусор, не нужный на новом месте. Уже не осталось мебели, только мой стол и мой комп. Завтра сюда придут строители, будут менять окна на стеклопакеты, ломать перегородки из изящной обожженной вагонки. А мы будем в новом здании, на расстоянии одной станции метро отсюда. Хотя в наших помещениях еще вовсю идет ремонт. Может быть там будет лучше, а может быть хуже. Может быть у меня будет новый комп, гораздо мощнее. Но здесь я проработал почти 10 лет и здесь остается часть меня.
Сейчас я поставлю последнюю точку. Выключу комп. Разберу его, упакую и унесу. И в этой комнате будет совсем пусто.

ВСЕ. Здесь я был 10 лет. Спасибо этому дому, идем к другому.

Точка.

12:11 



:))

18:07 


13:49 


17:59 


Днефник

главная