Примерно с середины 80х годов наше кино стало пытаться снимать фильмы о "неформалах". "Кража", "АССА" и другие. Неформалы из разных группировок мелькали на экране как фон, но осознания их как концепции так и не было.
Первым такое осознание наступило только в 2008м в фильме "Стиляги" (как ни странно, одном из лучших российских фильмов последних лет). Исследование бытия московских стиляг 50х годов создатели превратили в мелодраму и даже в драму, почти с историей Ромео и Джульетты: простой парень из рабочей семьи безнадежно влюбляется в девушку из стиляжной среды и сам постепенно становится стилягой. Больше того, под конец остается единственным кто остался верен идее. Впрочем, в любом случае получилось хорошее кино.
Через пару лет. в 2010м, выходит второе "исследование" неформалов - "Дом Солнца" с практически точным повторением сюжетной схемы: девочка из семьи партийного работника безнадежно влюбляется в хиппи и сама уходит к хиппи. Снова все превращается в мелодраму а потом в драму. Кино получилось тоже хорошее, хотя уже не настолько.
Фильмы получились настолько похожими, что образовали почти Дилогию , которой для логического завершения явно не хватает третьей части. Но кто станет объектом исследования на этот раз?
1. Стиляги 50х
2. Хиппи 70х
3. ... 90х
Кто был новыми неформалами в 90-е - "нулевые" годы? Панки, рокеры, металлисты давно устарели и не годятся в символы постперестроечного неформализма. Тогда кто?
Решение нашлось быстро. РОЛЕВИКИ, вот кто! Идея прижилась, и вот на экраны выходит "Суперменеджер, или Мотыга судьбы"
Однако, третьей части трилогии не получилось. Ролевики да, имеются. Машут мечами. Но присутствуют скорее как вспомогательное средство. Никаким "исследованием" авторы не занимались. Единственное что роднит все три фильма - акцентированное противопоставление мира обычного, к которому во всех трех случаях принадлежат главные герои, и мира неформального, а также то, что переходу героя в неформалы способствует некое большое потрясение. Только если раньше это была большая любовь, то теперь это конец карьеры менеждера крупной фирмы, с горя перешедшего в боевые хоббиты. И теперь никаких драм и мелодрам, создатели "Суперменеждера" решительно сменили формат, и фильм представляет собой полтора часам безудержной ржачки почти в духе "Самого лучшего фильма", только покруче.
Понятно почему - мы живем в другое время. Стиляги, хиппи и прочие были изгоями, порвавшими с системой. Ролевики не только с системой не порывают, но прекрасно в ней существуют, успешно пользуясь ее благами, а само ролевое движение вряд ли можно назвать протестом, скорее - средством развлечения, ничуть не хуже прочих. Кому-то нравится тусить в клубах, кому то - бегать с мечом по полю битвы.
Наши видеопираты иногда любят изобретать собственные жанры. Несколько схожих фильмов помещаются в один сборник с крупным самопальным заголовком на обложке. К примеру "Ниггерские комедии" (только попытайтесь представить). Или "Фильмы про наркоманов" (имеются в виду "Укуренные" и подобное). Так вот, как-то раз мне довелось увидеть "Фильмы про идиотов". Картина "Суперменеджер..." займет на этом сборнике почетное место - иногда кажется, что на протяжении всех полутора экранных часов на экране нет ни одного нормального человека, а только полные, абсолютные идиоты, творящие и произносящие реальный беспредел без крыши ">. Это отнюдь не недостаток, в этом как раз и заключается режиссерская концепция. Здесь уже, естественно, ни до каких "исследований" неформальной среды. Чего тут исследовать, если всем все понятно. Режиссер хоть и симпатизирует ролевикам, но не упустил случая вволю над ними поиздеваться. Первые 10 минут фильма доставят немало веселья кому угодно, а Иван Охлобыстин в образе "Великого Торина" просто бесподобен (он почему-то получился невероятно похожим на Октин Хаша, вожака дикарей из "Подземелья ведьм"). Бандиты-негры, говорящие по украински, вообще вне конкуренции.
Вобщем, "Суперменеджер" хоть и вышел слабее двух предыдущих "саг" о неформалах, все равно получился и впрлне достоин просмотра. хотя бы один раз. Веселье гарантировано, а это, видимо, и было главной задачей создателей.
Смотреть онлайн можно здесь:
vkontakte.ru/video-27016127_160236669
(скачать - не знаю где).
Качество очень хорошее и совсем не тормозит.