"Малыш, давай немного пошалим!.. Только не нажимай мою кнопку, я завожусь, когда ее нажимают!"
Помните, была такая книжная серия "Мои первые книжки", которой мы зачитывались или мамы нас зачитывали, если мы не хотели сами. Спросила недавно у мамы - чем был обусловлен такой выбор детской литературы? Говорит - маловато было книжек, читали, что удавалось достать.
Потом были еще учебники по литературе, но это отдельная тема. Начнем с того, что они исключали любые попытки просочиться на свои страницы хоть какому-нибудь веселью. Сплошь убогие, работающие с малолетства сироты, какие-то дохнущие птички, собачки... Ванька Жуков, Белый Бим Черное Ухо, Серая Шейка, Каштанка - сердце разрывается. И мы в возрасте этак восьми лет все это читаем - а многое еще и заучиваем наизусть, обливаясь слезами. Но была же еще и внеклассная литература, которую мы любили. "Карлсон", "Винни-Пух", "Маугли" - они даже вышли одной книгой в свое время. Между тем, не посоветую я современным детям начинать и с этих произведений. Привязанность к тому или иному литературному герою в детстве ощущается сильней и откладывает гораздо более серьезный отпечаток на несформированную психику, чем принято думать. А рассмотреть попристальней наших первых книжных героев - сплошной криминал, антисанитария и искалеченные судьбы. Итак, мои первые книжки.
1. Карлсон, который живет на крыше
Хорошая путевка в жизнь для будущего хиппаря-разгильдяя. Карлсон и с Малышом-то познакомился случайно, когда кружился над Стокгольмом в поисках очередной дозы варенья, и, вероятно, если бы варенья не было, это знакомство не состоялось бы. И вообще - это опасный кумир для домашнего мальчика. В подтверждение наркоманского образа жизни Карлсона говорит много угрожающих фактов. Во-первых, неистребимая тяга к халяве, и как следствие этого - постоянное вранье. Ради плюшки он готов экспромтом сочинить самую невероятную историю или подставить друга. Появляется, только когда есть чем поживиться, с нелепой сказочкой на устах по поводу своего отсутствия. А ведь его ждали!
читать дальше
А помните, какая у него дома царит подозрительная грязь? И - эти постоянные смены настроения, полное отсутствие цели в жизни, пространные рассуждения на тему, что "нужно жить, как живется". Манера ведения разговора напрочь лишена причинно-следственных связей. Провокационные разговоры с фрекен Бок, основная цель которых - создать прецедент парадокса. ("Я задам тебе вопрос, на который ты не сможешь ответить ни "да", ни "нет": ты перестала пить коньяк по утрам?" Или: "Не чувствуешь ли ты, что по утрам у тебя немеет тело, и если да, не хочешь ли ты, чтобы я тебя полечил?")
Кто вообще такой Карлсон? Абсолютно мутный персонаж, на протяжении всей книги ни разу не прояснивший ни свою сексуальную ориентацию, ни возраст, ни планы на будущее. Девочками не интересуется, работать не хочет, узами дружбы не дорожит, полиции и репортеров боится как огня. Социально опасный тип. Да, он не лишен обаяния и на выдумки востер, но полагаться на него нельзя - существо ветреное и необязательное.
2. Трое из Простоквашино, Дядя Федор, пес и кот и т. д.
Задушевнейшие книги Успенского при беглом прочтении создают впечатление пропаганды деревенских радостей, а при вдумчивом -это сплошь конфликты отцов и детей и противостояние двух лагерей - социалистического (Шарик) и капиталистического (Матроскин). Что лучше - взять кредит и заниматься частным предпринимательством на свой страх и риск, или жить в нищем совхозе, будучи социально защищенным? Нужно ли платить налоги и что важнее - личность или государство? Именно эти проблемы подспудно решают герои, и главный персонаж мальчик Федор допущен в сюжет только как связующее звено между котом и псом. Он говорит лишь штампами, по букварю - "воровать плохо, убивать плохо, врать плохо", и ничего не решает. Повзрослевший раньше времени от недетских проблем (недаром он "дядя"), Федор мало озабочен становлением себя как личности и больше интересуется поисками пропитания, топлива, денег и т.д. Примечательно, что в последней книге из этой серии завуалированные темы уже вышли наружу - население Простоквашино открыто ходит на выборы, публично рассуждает о политической ситуации в стране, а заканчивается книга зачтением указа Б.Н. Ельцина. Следующий пласт повествования - отношения Федора с родителями, которые откровенно потворствуют маргинальному положению мальчика. Брать за образец семью, где ребенок в возрасте 8 лет вынужден содержать себя сам и жить отдельно от семьи, не стоит. (Эта же тема развивается и в "Пеппи Длинныйчулок" - уже на иностранный манер.)
3. Маугли
Книга стоит несколько особняком в этом обзоре, потому что ее сюжет построен на реальных событиях и воздействие ее на ребенка проявляется косвенно. Случаи, когда семья, выезжая по грибы, недосчитывалась одного ребенка, потому что он убежал в лес, чтобы стать Маугли, очень редки. Но зато какая школа выживания эта книга! Поменяйте слово Джунгли (которое здесь пишется с большом буквы) на Зону, и получится примерно одна и та же картина. Знакомство с иерархией у детей начинается со зверушек. Ненавистный пахан Шер-Хан, опасный Каа, на котором висит куча убийств, уважаемые воры Багира и Балу, неуважаемая на Зоне, но опасная стая бакланов, которую олицетворяет хулиганское обезьянье племя Бандар Лог, вечно опущенный Табаки... Перефразированный Закон Джунглей гласит: кто-то живет по понятиям и имеет вес в коллективе, а кто-то подло шакалит, существуя за счет величины своей группировки и сшибая куски у сильных ребят. Зоны влияния поделены, сильные стригут лохов, и лезть не на свой участок чревато - все это что-то напоминает. Помните, детишки. А не хотите жить в криминале - идите к людям, хотя Джунгли вряд ли вас отпустят...
4. Винни-Пух и все-все-все
Эти "все-все-все" - полные дурачки, но вполне безобидные. Усилиями Б. Заходера детская книжка превратилась в настоящий сумасшедший дом. Страдающий маниакально-депрессивным психозом ослик Иа-Иа находится на грани самоубийства, у Совы явно выраженный старческий склероз, Пятачок параноидально труслив и не уверен в себе, Тигра - буйно-помешанный маньяк, а миляга Винни - олигофрен и троглодит без проблеска мысли в глазах. Все они периодически выходят на улицу, где гуляют под присмотром Кристофера Робина, доброго доктора - ищут земляную ось, ловят слонопотамов, прикидываются тучками и листочками, часами ходят по собственным следам и воображают, что хвост - это шнурок от звонка. В общем, ведут себя неадекватно, но вполне тихо. Столкнувшись с жизненными реалиями, эти герои помрут в ближайшие пятнадцать минут. Говоря словами классика - детский писатель талантлив, когда его книги близки взрослым.
(Автора не помню)